Следить за новостями:

RSS

Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность

Актуально

ДОБРОВОЛЬНАЯ СДАЧА НЕЗАКОННО ХРАНЯЩЕГОСЯ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

Согласно действующему законодательству добровольная сдача — это выдача гражданином предметов вооружения по своей воле или обращение в правоохранительные органы с информацией об их местонахождении при возможном дальнейшем хранении. Гражданин, который добровольно сдает ружье, и боеприпасы автоматически освобождается от уголовной ответственности.

#

На протяжении последних 15 лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам. Первые годы 21 века также отмечены крупными, тщательно подготовленными террористическими актами на территории нашей страны. Среди них особое место занимают подрывы пассажирских самолетов в Ростовской и Тульской областях, взрывы домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, захват театрального центра на Дубровке и школы в г. Беслане, нападения крупных бандформирований на города Назрань, Грозный, Нальчик, подрывы скорого поезда № 166 "Невский экспресс" и электропоезда "Кисловодск — Минводы".

Во всех указанных случаях теракты стали следствием деятельности бандподполья, функционирующего в ряде республик Северного Кавказа.

После снижения уровня террористической активности в 2006-2008 годах в летний период 2009 года наблюдалась определенная эскалация бандитской деятельности. Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти меры и достигнутые при этом позитивные результаты ситуация в Северо-Кавказском регионе остается хотя и подконтрольной федеральным властям, но достаточно сложной.Главари бандподполья не оставили намерений по ее дестабилизации и продолжают активную террористическую деятельность.

Анализ данных за последние 4-5 лет показывает, что возраст четырех из пяти бандитов, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

Статистика говорит о том, что из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам в период амнистии, объявленной 22 сентября 2006 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Национального антитеррористического комитета около 80% составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет.

Из 92 ликвидированных в октябре 2005 года боевиков – участников вооруженного нападения на объекты правоохранительных органов в г. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), 58 были молодыми людьми в возрасте до 25 лет.

        Средний возраст нейтрализованных в 2005-2007 годах в Карачаево-Черкесской Республике членов диверсионно-террористической группы Ачемеза Гочияева (одного из организаторов взрывов жилых домов в Москве в 1999 году) также составил 26-27 лет.

Таким образом, очевидно, что основу рядового состава бандформирований и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.

Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Вместо трудоемкого и долгого изучения теологических наук, позволяющих сформировать целостную картину мира и религии, идеологи терроризма предлагают набор вырванных из контекста цитат Корана и хадисов, обосновывающих необходимость постоянной борьбы с "кафирами" и "мунафиками".

В настоящее время основными идеологическими постулатами главарей бандподполья, используемыми при привлечении новых членов, являются:

- неприятие ценностей как светского общества, так и традиционного ислама, приоритет в использовании экстремистских и террористических методов для борьбы с ними;

- развитие комплекса "обиды" за "длящиеся столетиями геноцид и угнетение титульных народностей" со стороны "культурно, этнически и духовно чуждого имперского федерального центра";

- недоверие к федеральным и региональным органам власти как к коррумпированным, не способным обеспечить интересы населения, решить острые социально-экономические и политические проблемы;

 - необходимость создания параллельных властных структур, действующих по канонам шариата и адатов, и осуществляющих не только административно-распорядительные, но и духовно-правовые функции.

В условиях, характерных для ряда республик Северного Кавказа (идеологическая и религиозная дезориентация, социальная незащищенность, массовая безработица, снижение авторитета властных и официальных религиозных структур, коррупция, клановость и сложная иерархичность внутреннего социального устройства, фактическая отчужденность значительной части населения (особенно молодежи) от общественно-политических процессов, высокий уровень криминализации), экстремистские идеи, предлагающие простейшие решения наболевших проблем, нередко находят свою питательную среду.

C учетом изложенного наша основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы – изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Если нам удастся решить эту задачу, и молодежь перестанет "уходить в лес", то при сохранении нынешней эффективности борьбы с терроризмом, численность бандформирований быстро сократится.

Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, как уже говорилось, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.

В принятом в 2006 году Федеральном законе "О противодействии терроризму" было заложено принципиально новое определение понятия "терроризм", включившее в свой состав термин "идеология насилия", что фактически послужило законодательным, да и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма. В рамках противодействия идеологии терроризма нужно бороться не с системами общественных теорий, взглядов и идей, а, прежде всего, с теми их элементами, которые оправдывают насилие. Указанные элементы сами по себе также образуют относительно целостную систему идей и взглядов, в связи с чем их можно обозначить термином, принятым в российском законодательстве – "идеология насилия" или, что более спорно, — "идеология терроризма".

В соответствии Федеральным законом "О противодействии терроризму" и изданным в том же году Указом Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму", в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет (далее – НАК, Комитет), который включил в себя представителей 17 (ныне – 19) министерств и ведомств (в том числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранса России и других ведомств).

Принципиально новыми чертами созданной системы противодействия терроризму, позволяющими говорить о ее качественном совершенствовании, являются следующие:

1. Комплексное, системное решение вопросов по трем направлениям:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

2. Наделение необходимым объемом компетенции Председателя Национального антитеррористического комитета и руководителей оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;

3. Включение в состав Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба первых лиц (руководителей) заинтересованных министерств и ведомств (аналогов нет);

4. Создание двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило разделить функции профилактики и борьбы с терроризмом;

5. Четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, а также руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6. Внедрение принципа единоначалия и возложение персональной ответственности на соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — на глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с терроризмом – на руководителей территориальных органов безопасности);

7. Создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на системную основу;

8. Создание оперативных штабов на постоянной, а не временной, основе, что позволило внедрить механизм воздействия на процесс реализации принимаемых решений, в т.ч. постоянство контроля;

9. Принципиально принятое решение о создании аппаратов ОШ в составе органов федеральной службы безопасности, что, с учетом особой ответственности первых руководителей территориальных органов безопасности, позволило привлечь в их состав наиболее квалифицированных специалистов в сфере противодействия (борьбы) с терроризмом;

10. Упреждающее (заблаговременное) выделение сил и средств правоохранительных органов и спецслужб, позволивших поставить их подготовку, разработку порядка действий и планов антитеррористических мероприятий на заблаговременную основу (по принципу "тяжело в учении – легко в бою");

11. Единое информационное обеспечение сферы борьбы с терроризмом путем создания Единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом (ЕБД), пользователями которого являются 19 министерств и ведомств;

12. Наделение одной структуры функциями информационно-аналитического обеспечения, выработки решений и реализации мер по всем направлениям противодействия терроризму (в области профилактики терроризма, борьбы с терроризмом и ликвидации последствий терактов).

Позиция Национального антитеррористического комитета на современном этапе заключается в том, что институтам гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ следует более активно подключиться к антитеррористической деятельности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты молодежи от влияния идеологов терроризма.

В утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября с.г. Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации создание системы противодействия идеологии терроризму признано важнейшим направлением его профилактики, при этом одной из основополагающих задач является обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами.

В связи с этим хотел бы раскрыть некоторые особенности распространения террористической идеологии в молодежной среде и соответствующие элементы работы Комитета по информационному противодействию терроризму.

Не секрет, что наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины востребованности Интернета преступниками — легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.

Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов. На интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам — объектам атаки в результате терактов.

Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций.

В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности террористические методы. Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает 7 тысяч, в том числе более 150 русскоязычных, и оно постоянно растет. Многие из этих организаций располагают высококлассными специалистами в области компьютерных технологий.

Спецслужбами и правоохранительными органами также фиксируется использование идеологами терорганизаций все новых и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории. Так, параллельно с развитием сервисов мобильной связи делаются доступными скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, соответствующие E-mail, MMS и SMS-рассылки и т.д.

Наряду с использованием новейших информационных технологий терорганизациями в целях вербовки молодежи также задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия. Все более открытыми стали вербовочные подходы в ряде мечетей, отмечаются попытки продвижения на руководящие посты радикально настроенных имамов, ведется активная пропаганда экстремистских идей в местах лишения свободы лицами, осужденными за преступления террористической направленности.

Значительным идеологическим ресурсом бандподполья является также обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях. В настоящее время в России в мечетях и молельных домах читают проповеди около 2 тысяч имамов, получивших религиозное образование за рубежом, из них около 70% – в учебных заведениях экстремистского толка. Продолжают обучение за рубежом около 3 тысяч российских граждан, из них – по официальным направлениям муфтиятов – лишь около 200. Основная категория обучающихся – молодые люди в возрасте 20-25 лет.

Для противодействия указанным негативным тенденциям органы государственной власти, местного самоуправления с привлечением возможности гражданского общества должны, по оценкам Национального антитеррористического комитета, сосредоточить свои усилия на работе по следующим направлениям:

- информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму (выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, объективные публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов, оперативных штабов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов и видеороликов и т.д.);

- пропагандистское обеспечение (своевременное доведение объективной информации о результатах деятельности в указанной сфере);

- контрпропагандистское (адекватная и своевременная реакция на дезинформацию, выступления, высказывания прекративших свою преступную деятельность главарей бандформирований, распространение листовок и пропагандистской литературы);

- идеологическое (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.);

- организационное (содействие деятельности общественных и религиозных объединений традиционной конструктивной, в том числе антитеррористической, направленности; взаимодействие со СМИ, проведение конференций, слётов, "круглых столов", конкурсов на лучшие материалы антитеррористического характера и т.д.);

- образовательное направление (создание системы подготовки специалистов, в том числе из числа гражданских лиц, в области информационного противодействия терроризму).

Подобную работу следует вести наступательно, в том числе отстаивая интересы России в этой области на международном уровне. В данной связи следует отметить, что российским государством значительное внимание уделяется совершенствованию предупреждения антироссийских политических и информационно-пропагандистских акций за рубежом, которыенегативно влияют на международный авторитет Российской Федерации, обстановку в Северо-Кавказском регионе и общественно-политическую ситуацию в России в целом.

Здесь важно подчеркнуть, что институты гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ могут и должны сыграть основную роль в борьбе с распространением идеологии терроризма. Ученые призваны в своих разработках показывать государственным структурам перспективные направления профилактической работы, вырабатывать новые формы и методы информационного противодействия терроризму.

Безусловно, деятельность по указанным направлениям требует соответствующего материального и финансового обеспечения со стороны государства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В августе 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) "Антитеррор (2009-2012 годы)". Государственным заказчиком-координатором ФЦП является Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а ее участниками – более 10 министерств и ведомств. В рамках данной программы впервые предусмотрен комплекс мероприятий в области предупреждения (профилактики) терроризма, в том числе по развенчанию идеологии терроризма.

В соответствии с выработанной стратегией с середины 2008 года по настоящее время правоохранительными органами и спецслужбами передано в российские СМИ более 40 тысяч материалов об антитеррористической деятельности в Российской Федерации: около 5 тысяч – на федеральном уровне, более 30 тысяч – на региональном, более 5 тысяч материалов – в интернет-изданиях.

Представители АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, органов государственной власти, депутатского корпуса, общественных организаций и религиозных объединений, а также эксперты и специалисты в сфере антитеррора дали около 20 тысяч интервью. В зарубежных СМИ опубликовано более 400 материалов.

В рамках проведения воспитательной работы с молодёжью при активном участии антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации издано более 5 тысяч наименований книг (брошюр), сборников документов, монографий, исследований; снято около 1,5 тысяч документальных теле- и кинофильмов; инициировано изготовление более 160 тысяч средств наружной рекламы и наглядно-агитационной продукции. Организовано проведение более 1,5 тысяч конференций, форумов, фестивалей, конкурсов и выставок, около 20 тысяч мероприятий по антитеррористической тематике.

Указанные цифры впечатляют, но это лишь начало работы, которая продолжается и потребует от каждого из нас с вами личного участия.

О значимости и оказании соответствующего влияния проводимых мероприятий на молодежную среду может косвенно говорить ежемесячное обращение к сайту Национального антитеррористического комитета свыше 1 миллиона пользователей: а на данном сайте только за первое полугодие 2009 г. размещены 3305 статей в разделе "Антитеррористическая деятельность и террористические проявления в Российской Федерации и за рубежом" (из них 1423 по России), 65 статей в разделе "СМИ о деятельности НАК", 30 статей в разделе "Деятельность НАК".

Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Инструментом для проведения такой работы следует избрать школу – как важнейший институт воспитания и социализации молодежи. При проведении этой работы нужно руководствоваться очень правильным постулатом, прозвучавшим на днях в ходе парламентских дебатов: "Школа – это поле боя за будущее России".

В данной связи под эгидой Национального антитеррористического комитета разработана программа и модульный сетевой учебно-методический курс "Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к религиозному экстремизму" для дополнительной подготовки и методической поддержки работников образования. Программа была использована в 2008 году для дистанционного обучения 160 учителей школ ЮФО. По завершении обучения учителя получили соответствующие знания, сертификаты, допуски к образовательному процессу и, соответственно, имеют прекрасную возможность использовать данный потенциал уже в этом учебном году.

Межрегиональной общественной организацией "Общество психологов силовых структур" разработан комплект учебных пособий для школьников под общим названием "Терроризм – зло". Пособия подготовлены с учетом возрастных особенностей учащихся и предназначены для разных ступеней общеобразовательных учреждений (начальной, основной, старшей). Комплексная апробация комплекта учебных пособий в конце 2008 г. прошла в ряде школ Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан. По ее итогам вынесено заключение, что они могут и должны быть использованы в учебном процессе школ ЮФО.

Значительные усилия следует прилагать для защиты информационного пространства и населения страны от распространения террористической и экстремистской идеологии.

Одна из форм такой работы – использование наряду с федеральными сетевыми ресурсами официальных Интернет-сайтов региональных и муниципальных администраций, ставших средством противодействия экстремистской пропаганде, создания информационной среды, способствующей образовательному, культурному и духовному развитию населения.

Другим направлением работы по защите информационного пространства от террористической пропаганды является противодействие соответствующим экстремистским сайтам. В рамках международного сотрудничества Российская Федерация выступила соавтором принятой 30 июня 2008 г. резолюции Совета Безопасности ООН о недопустимости использования сети Интернет для распространения идеологии терроризма.

Под эгидой Национального антитеррористического комитета органами государственной власти, научными и общественными институтами ведется постоянная профилактическая работа, направленная на формирование в среде учащейся молодежи активной гражданской позиции неприятия терроризма и его идеологии, стимулирование доверительного отношения к правоохранительным органов, а также закрепление навыков безопасного поведения в случае возникновения террористических угроз. В качестве базового учреждения для реализации данной задачи, а также апробирования методов формирования антитеррористической идеологии в молодежной среде МГУ им. М.В. Ломоносова проведены:

- Всероссийский конкурс студенческих и аспирантских работ "Религия против террора";

- Всероссийский конкурс на лучшую работу по развитию толерантности в студенческой среде;

- Всероссийская обучающая антитеррористическая Интернет-олимпиада среди школьников старших классов, в том числе проведение отборочного Интернет-тура и очного финального тура. Общее число участников Олимпиады превысило 5700 человек в возрасте 14-17 лет.

В 2009 г. в рамках ФЦП "Антитеррор (2009 – 2012 годы)" организовано обучение по специальностям: "Федеральный, региональный и локальный уровни управления антитеррористической деятельностью" – в Южном федеральном университете и "Стратегия и методы антитеррористической деятельности современного государства" в Нижегородском государственном университете.

Министерством культуры Российской Федерации совместно с ФСБ России разработана передвижная выставка "Терроризм – главная угроза человечеству". После успешной апробации в учебно-образовательных учреждениях Москвы и Московской области экспозиция была рекомендована АТК во всех субъектах федерации, куда были направлены электронные материалы выставки.

Приведенные примеры выборочны и призваны лишь иллюстрировать тот колоссальный объем работы, который проводится российским государством по противодействию распространению идеологии терроризма в молодежной среде. Однако следует признать, что реализованные и реализуемые проекты носят пилотный характер и требуют системного применения в каждом федеральном округе и в каждом субъекте Российской Федерации и, прежде всего, в Южном федеральном округе.

Не следует забывать и о том, что наряду с положительными результатами в рассматриваемой области имеются и серьезнейшие проблемы. Так, Генеральной прокуратурой Российской Федерации изучена работа в текущем году антитеррористических комиссий на территории ЮФО. Установлены факты недостаточного выделения средств на финансирование мероприятий по противодействию терроризму, в том числе и в информационной сфере. Понимая, что подобное сокращение финансирования во многом обусловлено экономическим кризисом, хотел бы все же отметить, что в таком сложном регионе как Северный Кавказ упущения в ресурсном обеспечении информационной работы даже на один год могут повлечь крайне серьезные необратимые последствия.

Кроме того, к проблемным, по мнению Генеральной прокуратуры, вопросам относятся отдельные недостатки действующего законодательства. Так, например, неисполнение решений АТК, либо неисполнение длительное время запланированных мероприятий в ряде случаев обусловлено отсутствием до настоящего времени законодательного закрепления обязательности исполнения решений АТК всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

        Аппарат НАК поддерживает данную позицию, в связи с чем им разработан проект федерального закона, предусматривающий издание, в случае необходимости, для реализации решений антитеррористических комиссий актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, являющегося также по должности руководителем АТК в субъекте федерации. В этом случае закрепленное данным актом решение АТК будет реализовываться более эффективно. В настоящее время данный законопроект проходит установленную процедуру согласования в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Однако одновременно с этим требуют пересмотра подходы к организации работы АТК по профилактике экстремистских проявлений со стороны радикальных религиозных, националистических, молодежных организаций.   У    отдельных    руководителей   сложился   стереотип,  что общение с такими организациями является исключительной прерогативой правоохранительных органов и исключительно в контексте выбора мер ограничения и принуждения. Представляется, что в первую очередь, необходим диалог, который позволит выделить фанатиков-экстремистов (меньшинство) и тех, кто лишь заблуждается в поисках путей к правде и социальной справедливости (большинство), для дифференцированного подхода к работе с ними в последующем. Организовать такой диалог и сделать его постоянным – задача АТК.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что важнейшими путями повышения эффективности противодействия терроризму, в том числе в молодежной среде, на современном этапе являются:

дальнейшая оптимизация общегосударственной системы противодействия терроризму на основе постоянно поступающих по внесению изменений и дополнений в действующую нормативную правовую базу (в том числе и по таким частным вопросам как: направление молодых людей на учебу в зарубежные теологические образовательные заведения, совершенствование процедуры регистрации Интернет-сайтов и т.д.);

совершенствование и дальнейшее развитие механизмов межведомственной координации и взаимодействия;

осуществление повседневной профилактической работы, направленной на предупреждение террористических проявлений;

постоянное изучение и анализ российского и зарубежного опыта противодействия терроризму;

развитие международного сотрудничества;

обучение кадров, участвующих в противодействии терроризму.

Наша общегосударственная система противодействия терроризму предусматривает все стадии противодействия этому злу – и предупреждение, и профилактика, и борьба, и ликвидация и минимизация последствий. Это единство следует активно использовать и при организации работы по противодействию распространению террористической идеологии в молодежной среде.


Правительство Свердловской области
Официальный сайт
Соцопросы на портале "Открытое правительство Свердловской области"
Открытое правительство Свердловской области
Онлайнинспекция.рф
Ресурс позволяет обратиться в инспекцию труда, получить бесплатную консультацию по вопросам трудовых отношений или провести самопроверку своей организации.
Государственные услуги
Официальный сайт администрации Шалинского городского округа
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Официальный сайт
Работа в России
Общероссийская база вакансий
Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса
Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса
Доступная среда Свердловской области
Автоматизированная информационная система
Дополняя друг друга!
Информационный портал для людей с ограниченными возможностями здоровья
Защита прав потребителей Свердловской области
Потребитель вправе требовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце)
Бесплатная юридическая помощь
21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Бюджет для граждан
Бюджет Шалинского городского округа
Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области
Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области
"Шалинский вестник"
Общественно-политическая районная газета
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
Цифровое телевидение в каждый дом
Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области
Государственная система правовой информации
Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД
На этом сайте каждый житель СО может получить информацию о том, как узнать свой ВИЧ-статус, где пройти обследование на ВИЧ, телефоны доверия, расписание работы мобильных пунктов обследования на ВИЧ.
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Выборы президента российской федерации 2018
.
Шалинская районная территориальная избирательная комиссия
.
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК
.
 
 
Закрыть слой Закрыть

Карта органов государственной власти

 
Яндекс.Метрика